ТАКОЕ СЛУЧАЕТСЯ И В ЛУЧШИХ СЕМЬЯХ | ГУО "Брестский областной центр инновационного и технического творчества"

ТАКОЕ СЛУЧАЕТСЯ И В ЛУЧШИХ СЕМЬЯХ

         У окна за партой сидит восьмилетний Пётр. Вглядитесь в него! Какой он бледный и грустный! Тёмные тени под глазами, и когда учительница вызывает его, он отвечает расстроено и, вероятно, потому неверно. Чего ему не хватает? Он болен? Да, ему не хватает кое-чего, но не потому, что вирус или бацилла заразили его. Случилось кое-что похуже, то, на что не обратили внимания родители Петра в пылу своей ссоры.

         Как часто папа Петра приходил домой в последнее время позже, чем обычно. Немного выпивший,  он придирался к еде и ко всем вокруг. У мамы, которая обычно всё принимает спокойно, «сегодня лопнуло терпение». Слово за слово, всё громче, и Пётр, невольно ставший свидетелем этой ссоры, с растущим ужасом должен был слушать ругань, которой родители награждали друг друга, выпаливая слова, которые Пётр не должен произносить. Такими он своих родителей не знал. Всего он не понял, но то, что это было отвратительно – он почувствовал. Мама в конце концов заплакала. Как ему быть? Что делать? Когда он попробовал утешить её, на него накричал папа. Дрожа всем телом, он вернулся назад на своё место. Но папа ведь не всегда был такой злой. Разве он не ходил с ним в зоопарк и не показывал ему всяких зверей, и не рассказывал весёлые истории о них? Наверное, мама и папа не такие взрослые, как он о них думал. Но самое худшее: как будет всё сегодня, когда он придёт со школы, неужели снова будет крик и ссора? И что ему делать теперь, кому верить – маме или папе? После всех вчерашних волнений он не мог заснуть, и ему снились плохие сны.

         Вот что происходит в голове и сердце маленького Петра. А он должен решать математическую задачу на доске – её только что объясняли. Что же тут удивительного, что он не знает!

         К счастью, родители помирились, но болезненное воспоминание осталось. Родители несколько уронили свой авторитет и Питер боится повторения неприятной сцены, которую он пережил. Он наблюдает взрослых вокруг себя с определённым недоверием. Способны ли они быть такими же неприятными, какими были мои родители?

         Также или иначе способны реагировать на ссоры в семье другие дети. Сила и глубина реакции зависит от их возраста, от опыта, полученного до сих пор в семье, в жизни, от их характера, темперамента, воспитанности, чувствительности. Дети младшего возраста – примем это во внимание- бывают так поглощены эмоциями ужаса, страха, страдания, что оказываются не в состоянии противопоставить им хотя бы слабые барьеры разума.

         Даже если дети очень малы, они всё равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях. Для них гармония в семейных отношениях значит то  же,  что вода для рыбы; они не могут свободно «плавать», если в семье царит раздражённая атмосфера. Замечено, что  и дети дошкольного возраста реагируют на ссоры родителей очень осмысленно и тонко их чувствуют. Для них внешне незначительный обмен словами между родителями имеет большое значение; родители понимают это только тогда, когда дети просят их помириться.

          В детском саду пятилетним детям дали задание: нарисовать свою семью. Независимо друг от друга они нарисовали так; мама и папа и – в   соответствии с тем, сколько детей в семье – дети держатся за руки и улыбки освещают их лица, как солнце, которое, как обязательный атрибут каждого рисунка, освещает всю эту радостную сцену. Такой дети видят свою семью или хотят, чтобы она была такой. Если же у родителей конфликты  — то дети тоже задеты ими. Они очень быстро чувствуют, что что-то изменилось в отношениях родителей, и стараются справиться с противоречиями на свой лад. Они разными путями приспосабливаются к новым отношениям. Часто бывает, что дети раз выступают за папу,  а раз за маму, потому что они хотят дружить и с тем, и с другим. А такой способ поведения – толчок к эгоизму и лицемерию, потому что ребёнок быстро учится получать выгоду из конфликта. Подобное случается особенно часто, когда один      из родителей или оба жалуются ребёнку и стараются снискать его расположение подарками или другими вещами.

        У ребёнка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, чтобы уверенно действовать в нём. Если ребёнок вырван из-под защиты, он меняет своё поведение. Он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справится с трудностями. Рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей развиваются склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми, замыкаются в себе. Реакция детей на семейный конфликт зависит от их возраста. Но, бесспорно, что подобные детские впечатления создают предпосылки для дисгармоничного развития личности, осложняют отношения ребёнка со сверстниками в коллективе.

        Родители часто сами виноваты в том, что падает их авторитет (они замечают это с неодобрением и с удивлением). А у детей к тому же возможны болезненные последствия. Ребёнок, который перед конфликтом между родителями, как правило, усиленно общался с ними, внезапно оказывается вне их интересов, потому что теперь они заняты собственными проблемами.

         Взрослые должны осознавать, что агрессивные черты характера ребёнка,  которые они критикуют, развились в нём вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны, для самозащиты. Таким образом, теряет основание «оборонительный аргумент» родителей, который они часто используют в ответ на критику своего поведения: ребёнок должен привыкать, что не всё в жизни идёт гладко, он должен быть подготовлен к трудностям жизни. Да, ребёнок должен учиться преодолевать трудности, но перед ним можно ставить только те задачи, которые он может решить, исходя из своих сил, соответственно своему возрасту.

         Семья — это начальный,  тренировочный полигон для отработки социального поведения ребёнка. Плохой или хороший пример семьи показывает ребёнку, как он должен вести себя в детском саду, в школе, в молодёжной организации, с друзьями, в трудовой жизни, в других социальных отношениях. Семья закладывает основу для творческого поведения. Различия во мнениях не только возможны – они необходимы для того, чтобы развитие не останавливалось. Никому не придёт в голову утверждать, что у самосовершенствования есть предел: но это и означает как раз постоянное самовоспитание.

         Семья, в которой вырос ребёнок, даёт образец для семьи, которую ребёнок образует в будущем. Почти все родители хотят «хорошо подготовить детей к жизни». Но при конкретном анализе оказывается, что дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагоприятный старт в жизни.

Надо всё время помнить. что отрицательные воспоминания очень вредны, они обусловливают соответствующим образом мышление, чувства и поступки во взрослом возрасте.

Ссоры и конфликты между родителями отрицательно влияют на детей и их воспитание. Для детей  родители представляют собой некое единство, и разрушение  этого единства может иметь печальные последствия для ребёнка. Благодарность ребёнка с лихвой вознаградит вас за умение преодолеть себя и положительно разрешить конфликт. Если же ссору не удаётся закончить миром, всегда помните: ребёнок должен быть как можно дальше от семейного конфликта!

Думайте о проблемах ребёнка столько же, сколько о своих собственных!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий